Всем известно, что чтение играет важную роль в формировании нравственности младшего школьника, в обогащении его знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.
Современное общество безусловно признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреждения, самыми главными людьми, формирующими разум, мысли детей, являются родители. Чтобы вернуть культурные ценности семьи, возродить традиции семейного чтения, требуется время, объединение усилий образовательных и культурных учреждений, и, самое главное, - самих родителей. Развитие личности ребенка, его читательской культуры невозможно без сотрудничества с ними. Совместные со взрослыми чтения развивают не только творческие способности ребят, но и повышают читательскую активность.
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают свое общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. Только там ребенок вырастет настоящим ценителем чтения, где читают все члены семьи, где читают не только детские книги для малыша, но и свои книги, показывают их ребенку, рассказывают о том, что читают.
Сегодня я расскажу вам о некоторых моментах своей деятельности, призванных сплотить детей и взрослых в очень важном для всех нас деле – чтении книг. Только совместная деятельность, соревновательный дух и уважение между старшим и младшим поколением может сделать невозможное возможным.
Три года назад открылась наша «Академия знаний» имени Н.П.Шевченко. Кто работал при открытии новой школы, тот знает, что одним из трудных моментов является собрать фонд художественной литературы. Очень хотелось, чтобы в такой красивой просторной библиотеке было, хотя бы, несколько десятков книжек. Мы решили провести акцию «Подари книгу библиотеке». Именно с этой акции началась наша совместная деятельность с родителями. Они помогали возить учебники из других школ, отмывали вместе снами помещения, несли художественные книжки. Все, что есть у нас в библиотеке из художественной литературы, подарили педагоги, дети и их родители.
И с самых первых дней своей работы мы объединились в одну большую семью. Уж очень не хотелось прерывать нашу дружбу, наоборот, хотелось дальнейших общих действий. С чего же начинать? Какие книги выбрать для совместного чтения?
И вот - региональный конкурс «Читаю я! Читаем мы! Читаем все!» Мы сразу же решили поучаствовать. Посмотрели, каких книг больше всего, решили читать стихи русских поэтов. Мы снимали видео несколько дней подряд. Читал директор, заместители, учителя, дети и, конечно же, - родители. Многие из них приходили в библиотеку, некоторые читали стихи дома вместе с детьми и снимали видео. Получился хороший материал, его оказалось больше, чем нужно. Мы стали победителями в конкурсе. Образовалась большая копилка видеоматериалов. В течение года в копилку добавлялись новые записи.
Начатое нужно было продолжать. Что выбрать для дальнейшего совместного чтения? Неожиданный случай решил эту проблему. Позвонил Вербкин В.А., который написал замечательную книгу «Иного не дано». Эта книга о Н.П.Шевченко, чье имя носит наша школа. Так вот, Виктор Алексеевич решил подарить несколько экземпляров данной книги и еще несколько десятков других.
Когда мы с директором принимали этот бесценный дар, открыли книгу «Иного не дано», сомнения не было – следующей книгой для совместного чтения будет именно эта. Она привлекала внимание и удивляла не только содержанием, но и прекрасными фотографиями, которых здесь было немало. Эта книга рассказывала о жизни и трудовой деятельности Николая Петровича. Она завладела всеобщим вниманием. Что могло быть лучше для воспитания нравственности, патриотизма, любви к Родине, к своему краю. Нас накрыло новой волной совместного чтения. И детям, и взрослым хотелось получить больше информации о человеке-легенде, именем которого названа не только школа, но и проспект города, его бюст находится в школьном музее, на площади города. Страницы книги прочитывались в классах, на уроках информационной грамотности, этой книге были посвящены встречи с людьми, которые знали Николая Петровича Шевченко лично, работали с ним. Затем книгу понесли дети домой, в семьи. Дети вместе с родителями не только перечитывали страницы книги, но и обсуждали дела и творения этого замечательного человека. Чтение таких книг имеет большое воспитательное значение, потому что прочитанное проходит через подсознание, через эмоциональную сферу ребенка, переживания отпечатываются в душе, регулируют и корректируют человеческое поведение. А уж в этой книге, поверьте мне, было, о чем переживать, чему радоваться, чем восхищаться. Николай Петрович прожил яркую, интересную жизнь, очень ее любил, любил людей, любил работать. Одним словом, детям было, чему поучиться.
Библиотека – это культурно-просветительский центр для детей и родителей, и она должна быть разной и многоликой. Очень важно помочь детям и их родителям выбрать правильную книгу, научить ребенка ориентироваться в книжном море.
Стало традицией в библиотеке - устраивать совместно с родителями громкие чтения в День освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков и в канун праздника Великой Победы, читаем стихи и прозу о ВОВ. Мы с ребятами оформляем уголки для чтения, готовим выставку, украшаем зал цветами в горшках. Дети участвуют в этом с удовольствием, учителя – вместе с ними! Родителей с каждым годом приходит больше, они стараются поддержать своих детей. Дети разных возрастов участвуют обычно в этом мероприятии. В такие дни бывает особенно трогательно. На глазах у взрослых видишь слезы на глазах. Итак, мы читаем стихи и прозу о войне. Советую детям прочитать то, что незнакомо. Потом в классах с учителями, дома с родителями дети обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, спрашивают у родителей, дедушек, бабушек о родственниках, которые участвовали в ВОВ или видели ее. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть, главным образом, из книг. Из такого ребенка вырастает увлеченный человек.
Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле огромную роль играет опять-таки семейное чтение. А что же происходит в семье? Что читают дети дома? И читают ли? На школьных мероприятиях, родительских собраниях, особенно, на мероприятиях в библиотеке предлагаю родителям анкету, которая помогает узнать о количестве читающих семей, о книгах, которые они читают. Анкета предлагается и детям. Еще предлагаю памятки для тех и других, которые подсказывают им, как правильно читать, что читать и зачем читать.
Известно, что процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления личности. Современная библиотека должна помочь родителям возродить традиции семейного чтения. Мы знаем. Что культура чтения переходит из поколения в поколение. Читающий ребенок символ будущей культуры. Наша задача – объединить чтение детей и родителей, чтобы, как прежде, родители читали детям, читали вместе с детьми. Что прочитать? Любую идею можно незаметно подкинуть детям. Чаще всего это связано с какими-нибудь датами, юбилеями. Дети читали дома удивительные вещи из истории в канун празднования 800-летия А.Невского, вместе с родителями писали сочинения и эссе на конкурс. А отмечая юбилей Н.Носова, дети вместе с родителями готовили инсценировки его веселых рассказов.
Совсем недавно по всей нашей стране проходили мероприятия, посвященные 210-летию М.Ю.Лермонтова. Мы тоже не остались в стороне. Наряду с другими мероприятиями, в библиотеке была подготовлена выставка, мы читали стихи Лермонтова. И опять вместе: дети, учителя, родители…
С начала этого учебного года мы задумали осуществить проект по возрождению традиций семейного чтения. Продуктом проекта будет семейная рукописная книга. Какой она будет? У всех – разная. В эту книгу войдут: стихи, сказки, рассказы собственного сочинения; записи о семейных реликвиях, праздниках, событиях; сообщения о членах семьи, которые чем-то прославились, отличились; ценные письма и фотографии. Над созданием семейной книги работают все вместе. Чтобы создать свою книгу, нужно просмотреть много других – это увлекает. Таким образом, книги становятся предметом уважения и любви. Как приятно, собраться всем вместе и прочитать книгу, прожить увлекательную историю вместе с героями. Книги расширяют кругозор детей. Учат их мыслить, развивают воображение, речь, память – одним словом, играют важную роль в становлении личности ребенка.
Еще Ф.М. Достоевский говорил: «Я вынес из этих чтений (в детстве) столько прекрасного и возвышенного».
Хочется сказать нашим родителям:
Уважаемые родители! Не жалейте времени на чтение ребенку книг! Отодвигайте в сторону дела! Забудьте об усталости! Загляните детям в глаза, наполненные счастьем и любовью от общения с вами и волшебным миром чтения! Библиотекарь поможет вам в этом…