Стремление к чему-то новому, любознательность и наблюдательность заложены в людях с детства. Чем развитее и интеллектуальнее человек, тем больший информационный голод он испытывает. И во все времена такие люди нуждаются в хорошей книге, потому как чтение таких книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошлого времени. А начинается это все в детстве. Ведь, как говорил известный писатель, все мы «родом из детства.»
И оттого, какие основы были заложены в детском возрасте, зависит то, каким станет человек в будущем.
Детство — это замечательная страна: страна фантазий, чистоты, удивления, мечтаний, ожидания чудес, наконец. Это — незабываемая пора искренней радости и взросления ребенка. В этой стране нет забот, зависти, обид, разочарований. Здесь мы учимся дружить, общаться и любить. Мы растем, познаем жизнь и начинаем осознавать себя частичкой этого удивительного мира. Странно, но ты не помнишь бед, огорчений, обид из той золотой поры.
Дети всегда идут навстречу теплоте и добру, но очень хорошо чувствуют ложь и несправедливость. Дети — самые искренние существа. В душе ребенка нет места зависти, жадности, злобе, а обиды забываются быстро. К большому сожалению, все эти качества как-то незаметно исчезают из жизни взрослых людей. К любой лжи, неискренности дети особенно чувствительны, и отвечают в последующем тем же. А вот заслужить уважение детей, найти с ними взаимопонимание — это дорогого стоит. Не каждому взрослому это удается: они быстро забывают, что когда-то были детьми, и часто не понимают мир детей.
А вот мне повезло с моими близкими и родными людьми. Кроме того, что они всегда находили для меня время, они открывали окружающий мир через чтение книг. Я не была избалованным ребенком, но у меня всегда было все необходимое, а главное — книги. В пять лет я уже прочитывала букварь — это заслуга бабушки. Мир мы с братом познавали при помощи всевозможных географических карт, которые висели на стенах: политическая карта мира, физическая карта нашей страны и т.д. Стоило по телевизору услышать о каком-нибудь событии — папа сразу к карте, мы — за ним: находили страны, города, реки, океаны. Придя в школу, мы знали карту вдоль и поперек. Мама работала в школе учителем. Она постоянно приносила из школьной библиотеки книги и читала нам перед сном. А потом мы сами брали книги в библиотеке и с удовольствием их читали. Повзрослев, мы старались тайком от родителей читать по ночам, когда вечером времени не хватало или очень интересной была книга, что оторваться было нельзя.
Потом, когда у меня появились свои дети, я читала им каждый день. Самым большим подарком и гостинцем для них были книги, поэтому мы с мужем всегда покупали их детям.
Сейчас, стоя на закате своей жизни, думаешь, как хорошо, что всю жизнь нас сопровождали книги, как многому они научили нас: мы узнали тысячи интересных людей и мест, событий и их последствий. Книга — это источник мудрости, учитель драгоценных знаний, замечательный друг и наставник. К сожалению, в настоящее время дети встречаются со всевозможными гаджитами чаще, чем с книгой. Но телефоны, компьютеры, ноутбуки выделяют электромагнитное излучение, которое вредит здоровью ребенка, воздействуют на психику детей, вызывают утомляемость, исключают коммуникативные навыки. Люди перестали общаться между собой. А ведь когда-то А.Сент-Экзюпери сказал, что «самая большая роскошь на свете — роскошь человеческого общения.»
Мы, библиотекари, люди, работающие среди книг и учебников, замечаем, что с каждым годом чтение художественной литературы утрачивает свою исключительную роль в жизни нашего общества последних лет. В век распространения электронных ресурсов, массовой информации наметился прогресс «отхода» от книг: взрослые почти не читают книги — теряют навык чтения, а их дети — не приобретают его.
Сложившаяся в стране ситуация характеризуется как «кризис чтения». Поэтому сегодня основной задачей библиотек является - приобщение подрастающего поколения к чтению: воспитание интереса к чтению книг, развитие их коммуникативных навыков, возможности ориентироваться в массе информации, оказание учащимся и учителям помощи в учебно-воспитательном процессе.
Но, все-таки, большую часть времени дети проводят дома, в семье. Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к родителям. Оберегайте детство своих маленьких продолжателей рода, излучайте больше теплоты, радости, читайте детям книги с рождения! И тогда они будут с огромным желанием возвращаться в то чудесное время — золотую пору детства, чтобы душа немного оттаяла, стала чище и добрее! Чтобы дети на пороге своей взрослой жизни могли сказать: «Мои папа и мама научили меня общаться, радоваться успехам, огорчаться промахам и ошибкам, познавать новое ярко и нестандартно, быть отзывчивой, честной и ответственной. И все это — благодаря книгам, которые они приучили меня читать с детства… Огромное им за это спасибо!»
Корнева Н.М., заведующий библиотекой МАОУ
«ЦО №1 «Академия знаний» имени Н.П.Шевченко»